Телеграм канал @grehunet

Это письмо Павла римской церкви всегда было в центре пристального внимания реформатских и евангельских комментаторов.

Я попросил пятерых моих любимых комментаторов этой книги ответить на пять вопросов, начиная с цели написания этого послания и заканчивая, почему они любят его (включая вопросы, какой стих этого послания они считают самым трудным для толкования, и изменился ли с годами их взгляд на Рим. 7).

Познакомьтесь с этими богословами:

  • Дуглас Моо, профессор Нового Завета из Уитонского Колледжа.
  • Томас Шрейнер, профессор интерпретации Нового Завета и профессор библейского богословия из Южно-Баптистской Теологической Семинарии.
  • Дэвид Петерсон, почетный профессор Теологического Колледжа в Сиднее (Австралия).
  • Франк Тиелман, заведующий факультетом теологии в  пресвитерианской Богословской Школе при Самфорсдком Университете.
  • Роберт Ярбро, профессор Нового Завета из Ковенантной Теологической Семинарии.

Все они являются авторами комментарий на Послание к Римлянам.

1. Почему Павел написал это письмо Римской церкви?

Дуглас Моо

Павел писал это послание по многим причинам:

  • заручиться поддержкой со стороны римской церкви для его миссии в Испанию,
  • объединить Римскую церковь вокруг Евангелия, свободного от ветхозаветного Закона, но утверждающего Ветхий Завет как таковой,
  • и объяснить Евангелие перед лицом оппозиции и неверных его пониманий.

Том Шрейнер

В Риме было разделение между евреями и верующими язычниками, что объясняет, почему Павел фокусировался на таких темах, как:

  • вина перед Богом евреев и язычников;
  • роль закона в Божьих целях,
  • место Израиля в Божьих планах (так как много язычников получило спасение),
  • вопрос чистой и нечистой пищи.

Павел хотел объединить евреев и верующих язычников в Риме под одним предложенным им Евангелием. Восприняв это Евангелие, римские церкви могли послужить затем как плацдарм для миссии Павла в Испании.

Дэвид Петерсон

Хотя многое в Послании к Римлянам посвящено целям богословской экспозиции и применения этических норм, содержащийся в нем эпистолярный контекст также представляет большую ценность. Три важнейшие темы подняты в Рим. 1:1-17 и затем вплетены в основную часть послания: (1) Евангелие – его центральная роль в том, что Бог делает с этим миром, (2) Иисус Христос – фокус Евангелия на том, что Бог свершил через Него, (3) Павел – Богом данная роль в экспозиции и распространении этого Евангелия.

Особое значение римских христиан внутри более широкого движения христиан раскрывается, когда Павел пишет о своей благодарности Богу за их веру, упоминает о своих регулярных молитвах о них и просит Бога о возможности вскоре посетить их.

В заключительных разделах Павел возвращается к теме поручения (ему) проповеди Евангелия всем народам и помещает все письмо к римлянам в этот контекст (Рим. 15:14–16:27). Написав это послание – в том виде, в каком оно было, – Павел хотел не только послужить римлянам лично, но и заручиться их поддержкой для следующего этапа в своем служении.

В основной части Послания к Римлянам Павел подробно излагает смысл свободного от Закона Евангелия и его применение, но делает это в контексте сугубо еврейских вопросов касательно их духовного наследия как Божьего народа завета. Как минимум, Павел имел в виду, что римских христиан крайне важно снарядить, чтобы они могли успешно вести дебаты с местными евреями. Более того, читатели вряд ли поддержали бы миссионерские устремления Павла, если бы не были убеждены в правильности его взглядов касательно некоторых важнейших спорных тем, которые мы находим в текстах защитительного характера. Такое переплетение экспозиции Евангелия и защиты против аргументации евреев является результатом частично самой природы апостольского опыта и служения Павла и частично его осведомленности о ситуации в Риме – о конфликте, который, в частности, описан в Рим. 14:1–15:13.

Таким образом, цели Павла были богословскими, пасторскими и миссионерскими.

Франк Тиелман

Полагаю, Павел писал римлянам по целому ряду причин.

Во-первых, это был критический момент в его карьере основания церквей. Он практически завершил свою работу провозглашения Евангелия в восточном регионе Средиземноморья и теперь его взгляд обращался на запад, к Испании. Он планировал по пути в Испанию посетить в Риме христиан и надеялся на их помощь в его миссионерских устремлениях.

Во-вторых, Павел хотел, чтобы римские христиане молились о его успешной гуманитарной миссии в Иерусалиме. Он уже несколько лет  занимался этим проектом, который указывал на единство верующих евреев и язычников благодаря общей вере во Христа.

В-третьих, Павел был исполнен пасторской заботы к самим римлянам, которые переживали период разногласий из-за привнесения в христианство многих иудейских практик. Они нуждались в том, чтобы услышать еще раз истину Евангелия – Евангелия для всех – и понять, как следует его применять в сфере взаимоотношений.

В-четвертых, несколько текстов в Послании к Римлянам намекают на то, что римские христиане, возможно, не совсем верно понимали Евангелие Божьей благодати в изложении Павла – неужели Павел так радикально подчеркивает Божью благодать, что это позволяет верующим грешить?

Все эти причины показались Павлу хорошим поводом написать верующим Рима письмо, прежде чем посетить их.

Роберт Ярбро

Среди очевидных причин, обсуждаемых комментаторами, можно выделить следующие:

  • Павел хотел установить контакт с римлянами ради своих будущих планов посетить Испанию (Рим. 15:24, 28).
  • Он хотел раздвинуть свои апостольские и миссионерские горизонты с целью “покорять вере все народы” (Рим. 1:5, 16, 26) – а в контексте Римской империи город Рим был “столицей народов”.
  • У него было сильное желание ободрить римскую общину и самому получить от нее ободрение (Рим. 1:11-12).
  • Он горел желанием проповедовать Евангелие и быть свидетелем проявления великой его силы в Риме (Рим. 1:15) – как это было во многих других языческих городах.

Далее, есть кое-что, что можно сказать о прочтении этого послания в Риме. Существует косвенное подтверждение тому, что это письмо должны были читать верующим местные пасторы-лидеры (возможно, они руководили домашними церквями) – и затем наставлять. Текст Рим. 16:17-20 звучит как директива тамошним лидерам, объясняющая, что, как и почему они должны делать для правильной подачи содержания Павлова послания. Если рассматривать письмо Павла в этом свете, то его целью была стабилизация ситуации, усиление пасторского наставления и забота о душах.

Наконец, необходимо упомянуть, что если мы верим в богодухновенность Писания, то вопрос “почему Павел написал Послание к Римлянам (т.е. его намерения и влияние письма “тогда и там”), несмотря на всю свою важность, даже в малой степени не раскрывает более широкую панораму Божьих благих и провиденциальных замыслов.

2. Какой стих, отрывок или тезис Вы считаете центральным в Послании к Римлянам?

Дуглас Моо

Рим. 1:16-17 – первое, что приходит в голову, когда речь идет о Послании к Римлянам. “Благовествование” – главная тема, которая включает и другие важные темы этого послания:

  • Божье обеспечение нашего спасения посредством Благовествования (гл. 5-8),
  • сочетание “превосходства” евреев и “включения в Божий народ” язычников (гл. 9-11),
  • откровение Божьей праведности (гл. 1-4).

Том Шрейнер

Полагаю, что это Рим. 1:16-17. Благовествование – это “сила Божья ко спасению”, потому что Евангелие, как праведность Божья, открывается для всех, кто верует.

Дэвид Петерсон

Если говорить о структуре, то это Рим. 12:1-2, – текст, который является поворотным пунктом в аргументации, так как апостол переходит от экспозиции к увещеваниям. Божьи милости во Христе, которые Павел так чудесно излагал и восхвалял в предыдущих главах, являются основой для Павловых призывов (в последующих главах) жить в соответствии с благовествованием. Увещание “представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего” возвращает нас к отрывку Рим. 6:12-14 и использует богослужебный язык. Содержащий параллелизм призыв “не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего” предлагает верующим возможность различать Божью волю и следовать ей в повседневной жизни. Эти два стиха провозглашают своего рода “движение спирали в обратную сторону”, являя контраст описанному Павлом падшему человечеству в Рим. 1:18-32. После этого важного призыва в Рим. 12:1-2 сразу же следует увещание служить друг другу в теле Христовом различными дарами. Но наставление любить затем расширяется, включая гонителей и неверующих “внешних”. В Рим. 15:14-33 Павел использует богослужебный язык, чтобы описать свое призвание как “апостола язычников” и призвать своих читателей принять участие в следующем этапе его благовестнического служения.

Иными словами, Павел провозглашает возможность нового типа служения Богу благодаря жертвенной смерти Иисуса и ее результатам, преобразующим жизнь (Рим. 3:24-26; 8:1-4).

Франк Тиелман

Павел четко формулирует свой тезис в Рим. 1:16-17, где объясняет Евангелие в свете Божьей праведности, действующей могущественно в каждом, кто верует в Евангелие. Божьи действия свершаются в свете полного исполнения Писания и лишены всякого лицеприятия по отношению к какой бы то ни было социальной группе.

Павел подытоживает содержание своего письма в Рим. 15:7-13, где он описывает Христа как Того, Кто управляет многонациональным хором верующих, исполненных радости и мира, которые они получили благодаря своей вере в Бога.

Роберт Ярбро

Большинство комментаторов соглашаются с тем, что главная тема Послания к Римлянам содержится в Рим. 1:16-17. Многогранность этих стихов заключается как в их красоте, так и в глубине искупительной истины. Сила “благовествования”, которого Павел “не стыдится”, проливает свет на всевозможные проблемы, которые возникают в этом падшем мире, из-за дилеммы греховного человечества.

  • Вы ищите спасения для своей души? – поблагодарите Бога за путь спасения, изложенный в Рим. 10:9-10.
  • Кто-то хочет найти духовный путеводитель для своей повседневной жизни? – мало, что может сравниться с Рим. 12:1-2.
  • Есть необходимость понять реальное состояние человечества, и как его оценивает Бог? – откройте Рим. 1:18–3:20.
  • Вам непонятно, как Бог может оправдывать нечестивого? (Рим. 3:24-26) – ознакомьтесь с механизмом искупления, источником силы которого является воскресенье Иисуса (Рим. 1:4; 4:25).
  • Нужна помощь в достижении единства церкви? – через веру все христиане являются детьми Авраама (Рим. 4), всю важность чего мы не до конца осознаем.
  • Есть необходимость понять, почему в мире свирепствуют болезни, так распространены различные патологии, и почему страдают христиане? – смотрите Рим. 8.
  • Есть вопросы о непреходящей ценности Израиля? О том, как может быть истинным Евангелие, если большинство потомков Авраама во времена Павла отвергло это Евангелие? Или как можно считать Бога верным Своим давним обетованиям, которые Он дал Своему народу, если язычники “затмили” евреев, с большой ревностью приняв Евангелие? – смотрите Рим. 9-11.

Эти лишь поверхностный обзор важных вопросов, о которых Послание к Римлянам авторитетно говорит. Есть много и других тем – Христология, миссиология, примирение, библиология, освящение, эсхатология, адиафора и т.д.

Все вышесказанное можно подытожить следующим тезисом: главные темы Послания к Римлянам лежат в сфере применения реальности Христова господства (о чем возвещает Евангелие) во всех ситуациях, которые только могут иметь место.

3. Когда Вы писали комментарии на Послание к Римлянам, какой стих или отрывок тяжелее всего поддавался экзегезе?

Дуглас Моо

Рим. 11:26 – я неделями размышлял об этих словах, что “весь Израиль спасется”.

Том Шрейнер

Я бы указал на два отрывка.

Рим. 3:1-8 – трудный текст, потому что обсуждение сокращено, содержит пропуски, из-за чего тяжело проследить логику аргумента.

И Рим. 7 – нужна хорошая аргументация, чтобы объяснить, кто подразумевается под словом “я” – Адам, Израиль или Павел. Более того, тяжело выяснить, говорит ли Павел о себе в Рим. 7:14-25 как о верующем или еще неверующем.

Дэвид Петерсон

Возможно, Рим. 7:14; это текст я бы перевел так: “Мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан под грехом”.

Первая часть этого предложения представляет собой исповедальное заявление, подразумевающее, что читатели придерживаются тех же взглядов. Использование первого лица во второй части является репрезентативным заявлением, включающим и самого Павла.

Проблема с этим стихом (как и с Рим. 7:23) заключается в том, что он на первый взгляд противоречит всему тому, что Павел говорит о свободе от греха в Рим. 6:6, 14, 17-18, 22; 8:2. Поэтому многие отцы Церкви считали, что Павел здесь описывает невозрожденного человека – и некоторые современные комментаторы не соглашаются с Моо, который говорит: “Здесь Павел, оглядываясь назад с позиции своей христианской веры, описывает прошлое состояние свое и евреев, которые жили под Моисеевым законом”.

Я утверждаю, что Павел говорит здесь как тот, кто принадлежит к новой эре Христа и Духа, но осознает, что до сих пор является “плотским” и находится на пересечении двух реальностей “уже да, но еще нет”. В Рим. 7:14 он отнюдь не поощряет христиан исполнять закон, но хочет подчеркнуть необходимость радикальной смерти для закона (о чем написано в Рим. 7:4-6) – и только после этого начинает подробно излагать новый путь “духа и жизни”. Даже те, кто находят удовольствие в Божьем законе и желают исполнить его, убеждаются, что не могут в достаточной мере исполнять закон и угождать Богу из-за постоянно действующей в них силы греха и плоти.

Франк Тиелман

Для меня всегда представлял сложность отрывок Рим. 3:5-7.

  • Кто здесь задает вопросы – Павел или воображаемый собеседник?
  • Какова логика вопроса в Рим. 3:7?
  • Говорит ли Павел о реальных, известных ему людях, которые приводят это возражение, направленное против Божьего права судить грешников?

Роберт Ярбро

Возможно, Рим. 11:26 является тем стихом, который вызывает у меня наибольшие сомнения касательно правильности моей интерпретации. Но какого бы мнения я ни придерживался, я отдаю должное и другим толкованиям.

 4. О ком Павел говорит в Рим 7? И всегда ли Вы придерживались того мнения, что и сейчас?

Дуглас Моо

Раньше я придерживался ошибочного взгляда, что речь идет о “нормальных” христианах.

Теперь я в значительной степени убежден, что речь идет о евреях, живущих под Законом.

Том Шрейнер

Некоторые не считают эту главу тяжелой для толкования, но я мучаюсь над этим текстом снова и снова. И боюсь, что мои эти “мучения” еще не окончены.

По поводу этой главы я бы сказал следующее:

1. Павел пишет о своем личном опыте:

2. Опыт Павла отражает опыт Адама и Израиля.

В Рим. 7:14-25 обращает на себя внимание использование “я”. Конечно, неверующие находятся под властью плоти, но, полагаю, что Павел включает сюда и верующих в том смысле, что “я” и в них создает внутренний конфликт – ведь “плоть” никуда не девается до самого дня искупления тела.

Дэвид Петерсон

Важно различать между

1. тем, что Павел говорит о приходе Закона и его последствиях в историческом плане (Рим. 7:7-13),

2. и описанием в настоящем времени тех, кто желают соблюдать закон, но убеждаются, что не могут сделать этого из-за греха и плоти (Рим. 7:14-24).

Долгое время я придерживался той точки зрения, что в первом отрывке Павел просто говорит от имени Адама или как представитель человечества в Адаме.

Теперь я мог бы добавить, что Павел, по всей видимости, связывает принятие Закона на Синае с непослушанием Адама, нарушившего Божью заповедь, из-за чего в мир пришли грех и смерть. Такая составная библейская перспектива выражена здесь в первом лице не просто из-за риторической силы, но из-за Павлова “глубокого чувства причастности, осознания того, что обнаруживая общую истину обо всем человечестве, он открыл истину и о себе самом” (Гранфильдь). Как я указывал в своем ответе на предыдущий вопрос, я вижу, что во втором отрывке Павел говорит от имени всех тех, кто пытаются исполнить закон, чтобы угодить Богу, но убеждаются, что им препятствуют в этом грех и плоть. Хотя этот текст и может включать описание прошлой жизни Павла до Христа, он также свидетельствует о его борьбе как христианина в настоящем времени, что является вызовом и стимулом стремиться к “новому пути в Духе”, — о чем он подробно пишет в Рим. 8.

ФранкТиелман

Вот уже много лет я считаю, что ключ к толкованию Рим. 7 лежит не в идентификации “я”, используемого в этой главе, но в описании Павлом отравляющего взаимодействия между человеческой греховностью и Законом Моисея. Цель Павла – не рассказать свою историю – или историю кого-то другого, – но объяснить более полно те негативные заявления о Моисеевом законе, которые он перед этим использовал. Павел говорил, что…

  • законом познается грех (Рим. 3:20),
  • закон производит гнев (Рим. 4:15),
  • закон усиливает присутствие греха (Рим. 5:20),
  • закон возбуждает греховные страсти (Рим. 7:5).

Если все это правда, как закон может быть “святым, праведным и добрым?” (Рим. 7:12)

В Рим. 7 Павел объясняет, что проблема кроется не в законе, но в неспособности людей избавиться от своей склонности восставать против Бога. Поэтому “я” – это риторический прием, который усиливает воздействие Павлова аргумента, делая его личным и индивидуальным; и нельзя сказать точно, к кому он относится – к самому Павлу, к какой-нибудь другой личности (к Адаму) или к группе людей (к Израилю). Взаимодействие между Евой, Адамом и Божьим повелением, и между Израилем и Божьим Законом – как они изображены в Писании – полностью раскрывают в Рим. 7 точку зрения Павла. Но местоимение “я” не является шифром для идентификации какой-нибудь личности или группы людей.

Роберт Ярбро

На протяжении многих лет на меня оказывали влияние все основные точки зрения на эту главу. Каждая из них может в той или иной степени найти в этой главе подтверждения. Теперь, когда мне уже за 60, я вернулся к своему первоначальному убеждению, что в основе этой главы (Рим. 7:7-25) лежит описание посвященного и духовно растущего христианина.

Если конкретней, этот отрывок описывает одновременно две вещи:

1. Как Божий Закон (который духовен, Рим. 7:14) с помощью Святого Духа производит обличение в грехе (что подчеркивал д-р Мартин Ллойд-Джонс).

2. Как благодать торжествует над плотью (саркс), чтобы среди нашей борьбы – борьбы “не против плоти и крови” – мы могли воскликнуть: “Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим” (Рим. 7:25).

Почему? Смотрите Рим. 8:1. Пребывание во Христе не освобождает верующих от присутствия плоти и греха, но дает утешение, поддержку и руководство в этой борьбе (описанной в Рим. 7).

5. Почему вы любите Послание к Римлянам?

Дуглас Моо

Как человеку, которого всегда привлекало богословие и “общая картина”, мне нравится, как Павел в этом письме затрагивает наиболее сложные богословские темы своего времени – и нашего тоже: Божий милостивый труд спасения во Христе для всего человечества; гармоничное единство истории и Божьего спасения; повеление практиковать Евангелие в повседневной жизни и пути достижения этого.

Том Шрейнер

Я люблю Послание к Римлянам за то, что оно ясно излагает Евангелие, напоминая нам, что мы спасены исключительно благодатью Бога, а не нашими заслугами. Эта книга напоминает нам, что вся слава принадлежит Богу за наше спасение, и вся слава принадлежит Богу за историю спасения. Он работает над реализацией Своих мудрых целей и, таким образом, у нас есть все причины для надежды. Одно из самых опасных искушений – это впасть в отчаяние и уныние. Послание же к Римлянам показывает нам величие и могущество Бога в спасительном труде Христа, и Дух Святой запечатлевает это в сердцах Божьего народа. Величие Послания к Римлянам заключается также в его учении, что наша любовь друг к другу происходит только из Христова Евангелия. Никакая другая идеология, никакая иная стратегия неспособны в действительности объединить людей. Мы находим единство только в Евангелии Иисуса Христа, распятого и воскресшего.

Дэвид Петерсон

Я люблю это послание за тщательную и аргументированную презентацию Евангелия в свете нужды человечества – как евреев, так и язычников.

Я люблю его, потому что Павел подробно объясняет, как Евангелие преобразует жизни людей и делает нас способными с любовью служить Богу и другим людям.

В частности, миссиологическое измерение в Послании к Римлянам показывает, как вера в Евангелие и любовь к ближнему должны направлять евангелизационную деятельность и поддерживать тех, кто находятся на передовой миссионерского труда.

Франк Тиелман

Я люблю Послание к Римлянам за его ясное, оптимистичное и радостное объяснение того, 1) кто есть Бог, 2) кто есть мы, и 3) что Бог сделал для нас через Иисуса Христа. Оно объясняет все это, объединяя Писание в одно целое.

В это же время, это послание содержит практические вещи, помогающие каждому верующему жить, верно служа Богу и людям даже в сложных, тяжелых обстоятельствах, с которыми мы сталкиваемся каждый день.

Роберт Ярбро

В своем комментарии на Послание к Римлянам Кальвин отмечает, что подобный вопрос легко может стать ловушкой. Задав очень похожий вопрос – “в чем ценность этого послания”, – Кальвин указал на охватившее его чувство нерешительности. Эта нерешительность происходила “лишь из страха, что любая похвала не выразит всего величия послания, а любые комментарии только затуманят его смысл”.

Но Кальвин тут же указывает, почему Послание к Римлянам заслуживает великой любви – и я присоединяюсь к его словам: “Среди многих выдающихся достоинств этого послания есть одно, которое всегда недооценивают. Вот оно: если мы сможем достичь подливного понимания этого послания, это откроет нам двери ко всем наибольшим сокровищам Писания”.

Одним словом, я люблю Послание к Римлянам, потому что из всех документов протестантского канона именно это письмо “служит безошибочным руководством для понимания других разделов Писания и всей Библии в свете Евангелия. В гармоничном единстве с остальным Писанием это послание красноречиво излагает, как благодать учит страху обличенное в грехе сердце, и как эта же благодать освобождает от страха благодаря союзу нечестивого с Христом посредством вмененной  Христовой праведности, когда услышанное Слово производит спасительную веру (Рим. 10:17).

(Джастин Тейлор)

Голос Истины

Комментарии

комм.