Вопрос: «Как понимать Пресвятую Троицу? Как это — Бог один, но в трех Лицах? Каковы отношения между различными Лицами Пресвятой Троицы? »

Ответ: Говоря о Троице, мы имеем в виду, что Бог один, но в трех Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. О том, что Бог есть в трех Лицах, мы знаем только потому, что Он сам нам это открыл. Если бы Он этого нам не открыл, то человек своими силами никогда бы не смогла додуматься до этой реальности, превосходящей способности его разума. 

В Новом Завете есть немало мест, где более-менее явно говорится о Троице. Самый известный из этих отрывков — это конец Евангелия от Матфея: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Попытка объяснить, что такое Троица, можно сделать, отталкиваясь от Пролога Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В греческом языке здесь употреблено слово «Логос», что означает мнение. Мнение Бога так же велика, как и Сам Бог. Он в совершенстве знает Себя и все, что может от Него происходить. Можно сказать, что Бог мыслит реальность, так же велика, как и Он сам.

С нами же этого не происходит: знание, которое есть у нас о самих себе, о нашей сути, о нашем прошлом, настоящем и будущем, бесконечно мало по сравнению с тем, что мы есть. Наше мнение не так велика, как мы сами. Поэтому мы можем сказать, что наше мнение — это порождение нашего разума.

Итак, Бог порождает в Своей мысли совершенный образ Себя. И образ этот одной сущности с Ним самим, и является той же самой реальностью. Это — второе Лицо Пресвятой Троицы: Сын. Сын, Логос, — это мнение Бога. Иисус — это Слово, стало плотью.

В Символе веры мы утверждаем, что Иисус Христос — это Бог от Бога, Света от Света, Бог истинный от Бога истинного, рожденный, сотворенного, единосущный с Отцом.

То, что мы сказали о мнении Бога, можно сказать и о Его любви. Любовь Бога столь велика, насколько велик Он сам. Любовь Бога столь велика, насколько велико благо. Поэтому Любовь Бога, которую мы называем Святым Духом, — это та же Божественная сущность, она не другой Бог, но она так же велика, как Отец и Сын. Вот — третье Лицо Пресвятой Троицы. Святой Дух в лоне Троицы — это Любовь. Но Любовь, которой Отец любит Сына, а Сын любит Отца.

Каково же соотношение между тремя Лицами в Троице? Три Лица — или Ипостаси — это один-единственный Бог. Ни одна из Лиц не выше, ни ниже другой. Они различаются между собой только отношениями: порождает (Отец) — порожденный (Сын), Тот, выдыхаемого (Святой Дух), Те, кто выдыхает (Отец и Сын).

Конечно, все сказанное — повторяем, только намек на попытку как-то объяснить Троицу и понять эту необъятную реальность, которая превосходит наши умственные возможности. Всем известный эпизод, который произошел с Блаженным Августином на побережье Остии: по преданию, когда Августин прогуливался по берегу моря, размышляя о тайне Пресвятой Троицы, он увидел мальчика, который вырыл ямку в песке и переливал туда воду, зачерпывая ее раковиной из моря. Блаженный Августин спросил, зачем он это делает. Мальчик ответил: «Я хочу исчерпать все море в эту ямку!»

Августин улыбнулся и сказал, что это невозможно. На что мальчик ответил: «А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?»

Вырытая в песке ямка — это наша голова, наши умственные возможности. Бог един в трех Лицах. Эти лица — не отдельные боги, а один Бог. Поэтому Творцом мы можем называть каждую из этих Лиц. Не только Отец — Творец, а Сын — Творец, и Святой Дух — Творец. Сын, Логос, будучи Мнением Бога, находится у истоков всех вещей, как мы читали в Прологе Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ». А Святой Павел в Послании к Колоссянам утверждает: Сын является «образом Бога невидимого, рожденный прежде всякой творения ибо Им создано все, что на небе и на земле, видимое и невидимое».

На вопросы читателей отвечает русская служба 
Радио Ватикан

Комментарии

комм.